Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда» расположено в отдельно стоящих зданиях по адресам:
- ул. им. Качалова 48 а (корпус 1)
- ул им. Поддубного, 6 а (корпус 2).
В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным и методическим требованиям. Предметно-пространственное окружение ДОУ эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги.
В МОУ детском саду №273 выполняются требования к помещению, и участку в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Требования пожарной и электробезопасности соблюдаются в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 г «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». Здание детского сада оборудовано системами центрального отопления. Теплоснабжение осуществляется централизованно, что соответствует СНиП 2-04-05-86 «Отопление, вентиляция, кондиционирование зданий». Водоснабжение соответствует требованиям СНиП 2.04.05.05.86. Зданиям капитальный ремонт не требуется.
Условия осуществления образовательного процесса соответствуют государственным и региональным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья воспитанников. Образовательный процесс оснащен необходимым оборудованием, учебной литературой, учебно-методическими, справочными пособиями по всем дисциплинам образовательных программ.
Об оборудованных помещениях
В МОУ детском саду № 273 функционирует:
- ул. им. Качалова 48 а (корпус 1):
6 групповых ячеек, 1 кабинет заведующего, 1 методический кабинет, 1 кабинета педагога-психолога, 1 музыкальный зал, 1 медицинский блок, 1 пищеблок, кабинет учителя-логопеда.
- ул им. Поддубного, 6 а (корпус 2).
6 групповых ячеек, 1 кабинет заведующего, 1 методический кабинет, 1 кабинета безопаснсости, 1 музыкальный зал, 1 библиотека для детей, 1 экологическая комната, 1 медицинский блок, 1 пищеблок, 4 кабинета дополнительного образования.
Помещения оснащены необходимой мебелью, подобранной в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Учебно-методическое обеспечение МОУ детский сад № 273 соответствует ООП ДО МОУ, ФГОС ДО, условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Анализ соответствия оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации ООП ДО показал, что в методическом кабинете представлено научно-методическое оснащение образовательного процесса дошкольного учреждения, оформлены разделы: нормативно-правовые документы, программно-методическое обеспечение, методические пособия, педагогические периодические издания и т.д., обобщен материал, иллюстрирующий лучший педагогический опыт работников, представлен видеоматериал о результатах образовательной деятельности учреждения. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Кабинет достаточно оснащен всем необходимым техническим и компьютерным оборудованием.
Предметно-пространственная развивающая среда групп создана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом реализации основной образовательной программы МОУ детский сад №273. МОУ оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием, имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности.
Учебно-методический комплекты для реализации Основной образовательной программы ДОО (в т. ч. комплекты различных развивающих игр);
помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
мебель,
техническое оборудование,
спортивный и хозяйственный инвентарь,
инвентарь для художественного творчества;
музыкальные инструменты.
Методический кабинет, оборудован современными средствами ИКТ, имеется принтер для цветной печати, точка доступа Интернет, Wi-Fi, методическая литература для педагогов, наглядный материал по разделам программ, реализуемых в детском саду, компьютер; в кабинете имеется современная научная, методическая, художественная литература, оформлены картотеки, методические рекомендации в помощь педагогам.
Кабинет узких специалистов для осуществления коррекции речи воспитанников, психологической разгрузки, для оказания социально-психологической помощи и коррекционной работы:
Оснащенность кабинета: имеются методические пособия, дидактический и наглядный материал для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, настольные развивающие игры, детские игрушки, строительный материал и др. Имеется необходимая мебель, зеркало, картотека для всех видов развития речи ребенка; игры и игрушки для развития психических, речевых процессов, ПК , принтер.
Музыкальный/спортивный зал - проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения, физкультурно-оздоровительная работа, родительские собрания и собрания трудового коллектива.
Музыкальное оборудование: оснащен разнообразным оборудованием (фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, музыкальные детские инструменты, микрофоны, проектор и экран для мультимедийных презентаций, аудио- и видеокассеты с произведениями классической и народной музыки; костюмы и элементы декораций; для организации педагогического процесса имеется весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
Тренажерная зал Спортивное оборудование: имеются шведские гимнастические стенки, доска ребристая с зацепом, доска гладкая с зацепом, гимнастические скамейки, извилистая дорожка, мячи, кегли, маты, гимнастические палки, кубики, шнуры, мешочки с мячом, ленточки, тренажеры и др. Оборудование спортивного зала и открытой спортивной площадки, используемые в воспитательно-образовательном процессе, ежегодно проходят испытание, которое заверяется актом испытания.
Медицинский блок, состоящий из кабинета для медицинских работников, изолятора, процедурного кабинета.
Прогулочные участки оборудованы яркими малыми формами. Для реализации ООП ДО в каждой возрастной группе предоставлено отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, канализация и водоснабжение.
В МОУ частично оборудован доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
дублирование надписей знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
тактильная мнемосхема для инвалидов по зрению;
наличие альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению;
наличие работников, прошедших необходимое обучение по сопровождению детей с ОВЗ (см. Список педагогических работников обученных по работе с детьми с ОВЗ по состоянию на 01.08.2023)
Более подробную информацию можно получить в разделе «Доступная среда».
Справка о материально- техническом обеспечении МОУ детский сад № 273 по Качалова 48 а (корпус 1).pdf
Приглашаем Вас на виртуальную экскурсию по нашему детского саду.
В ДОО также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, старшая медицинская сестра. Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованный кабинет: логопедический. В ДОО специалистами службы ППк обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Обеспечение безопасности МОУ.
В дошкольном учреждении уделяется большое значение обеспечению безопасности пребывания детей. Для безопасного пребывания детей в детском саду имеется:
1. Средства экстренной сигнализации и экстренному выезду наряда "Вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Волгоградской области.
2. Заключен договор на техническое обслуживание комплекса технических средств охраны "ФГУП "Охрана" Росгвардии".
3. ООО "Троянда" осуществляет техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации.
4. Установлены камеры видео наблюдения по всей территории учреждения.
5. Организация связи – телефон.
6. Имеются первичные средства пожаротушения – огнетушители и дымовые извещатели.
7. Разработан план эвакуации с инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.
8. Разработана инструкция по действиям должностных лиц учреждений при угрозе или проведении террористического акта.
9. Имеется паспорт антитеррористической защищенности.
10. В штате детского сада 6 сторожей и 2 вахтера.
ДОУ обеспечено современной информационной базой: имеется выход в Интернет, электронная почта.
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. На центральных входных дверях оборудована специальная кнопка вызова и домофоном. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, старшая медицинская сестра. Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеется оборудован логопедический кабинет. В ДОО специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
В ДОО создана безбарьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
МОУ детский сад № 273 оборудован по каждому корпусу:
- автоматической пожарной сигнализацией «Стрелец-Мониторинг» с применением пожарных дымовых извещателей;
- тревожной кнопкой (КТС);
- системой видеонаблюдения;
- системой контроля управления доступом на территорию детского сада.
Имеются пожарные выходы для людей, оборудованные электрическими табло «Выход», выход для автотранспорта.
Охрану в МОУ детском саду № 273 осуществляют вахтеры по графику в дневное время по будням, в ночное время и в дневное время по выходным и праздничным дням – сторожа.
Объекты для проведения практических занятий:
Кабинет узких специалистов
Групповые помещения
Имеется участок, огороженный забором и озелененный, оснащенный верандами для прогулок.
Оборудован кабинет безопасности и транспортная площадка ПДДТТ для проведения практических занятий на территории МОУ и в помещении.
Библиотека:
МОУ детский сад № 273 имеет библиотеку для обучения детей правилам пользования библиотекой. Художественная и методическая, научно-популярная литература предназначена для внутреннего пользования педагогами МОУ детского сада № 273
Объекты спорта:
Спортивные залы МОУ оснащен современным спортивным оборудованием и инвентарем.
Спортивные площадки, расположенные на территории детского сада, соответствует требованиям безопасности.
Площадки для физической активности на территории групповых участков. Имеется тренажерны зал.
Средства обучения и воспитания,
используемые в МОУ детском саду № 273 для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения используемые в МОУ:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, мультимедийные пособия)
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.)
Стенды для размещения информации для родителей
Акт оценки готовности МОУ детского сада № 273 к новому 2023-2024 учебному году
Акт оценки готовности МОУ детского сада № 273 к новому 2022-2023 учебному году
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Питание в дошкольном учреждении ведётся в соответствии с 20-дневным меню. Воспитанники учреждения получают четырёхразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный ужин). В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. В детском саду с целью улучшения и разнообразия питания детей, обогащения рациона витаминами имеется дополнительный второй завтрак, состоящий из фруктов или натуральных соков. Готовая пища выдается только после снятия пробы членами бракеражной комиссии и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания воспитанников в группе осуществляется воспитателем группы и заключается: в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи; в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками. Получение пищи на группы осуществляется помощниками воспитателя строго по графику, утвержденному заведующим МОУ и только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Строго соблюдается питьевой режим. Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения. Меню детского сада ежедневно размещается на стенде учреждения, так же ежедневно информация о питании воспитанников размещается в групповых информационных уголках для родителей. В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке.
Условия охраны здоровья обучающихся:
Учитывая проблему охраны здоровья детей и требования, предъявляемые к учебным занятиям в отношении учебно-воспитательного процесса, образовательный процесс в ДОУ построен так, чтобы дети не были перегружены занятиями. Об этом свидетельствует режим работы групп, учебный план, расписание занятий, организация образовательного процесса в соответствии с нормами СанПиН. Соблюдаются все гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей, предназначенные для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм воспитанников перегрузок, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса. Продолжена работа по рационализации организации учебного процесса: оздоровительные режимные моменты в организации занятий; исключение факторов, негативно влияющих на здоровье детей; составление расписания непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее чередование образовательных областей с высоким баллом по шкале трудности с областями, которые способствуют частичной релаксации воспитанников. Проводится анализ состояния здоровья воспитанников, регулярно оформляются статистические отчеты о состоянии их здоровья. В период повышенной заболеваемости (межсезонье) ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и сан.эпидем. службы ) комплекс специальных профилактических мероприятий: проф.прививки от гриппа; соблюдение санитарно-гигиенического режима; фитоциндо- терапия (лук, чеснок); витаминизация 3-х блюд (витамин С, отвар шиповника). В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки на свежем воздухе, физ. минутки), так и нетрадиционные формы оздоровления детей: полоскание горла; точечный массаж; дыхательная гимнастика; гимнастика после дневного сна; воздушные ванны; ходьба по массажным коврикам; гимнастика для глаз. По графику были проводятся профосмотры детей врачами-специалистами. Дети с выявленной патологией направляются на дальнейшее лечение.
Условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.
Одним из важных направлений в деятельности МОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), применяемых для методической помощи педагогам; организации консультаций, семинаров, педагогических советов; работы с отчетной документацией, оформления педагогического опыта.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МОУ при помощи сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой ДОО.
Электронные образовательные ресурсы
Образовательные ресурсы сети Интернет
Список электронных образовательных ресурсов
Доступная среда
Общие документы
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция ООН о правах инвалидов
Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Приказ от 19.12.2014 № 1598 Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ
Приказ от 19.12.2014 № 1599 Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовые документы МОУ детского сада № 273
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России реализуется программа «Доступная среда».
Программы РФ "Доступная среда" "УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ":
Информация о МОУ детский сад № 273 на сайте: https://zhit-vmeste.ru/map/?ELEMENT_ID=84830
Сайт Государственной программы РФ "Доступная среда" https://zhit-vmeste.ru/
Телефон: +7-499-550-0991
Цели: Информирование и бесплатное консультирование граждан и организаций по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Задачи: Ответы на вопросы, связанные с порядком проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования. Справочная информация по работе медико-социальной экспертизы.
Функции: Прием звонков и обработка письменных обращений граждан, организаций по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова и домофон.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра.
Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеется оборудованные кабинеты: педагога-психолога и социального педагога.
В ДОО специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ
Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный кабинет, музыкальн0-физкультурный зал
Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
Объекты для проведения практических занятий:
Кабинет узких специалистов
Групповые помещения
Имеется участок, огороженный забором и озелененный, оснащенный верандами для прогулок.
Оборудована транспортная площадка ПДДТТ для проведения практических занятий на территории МОУ и в помещении.
Условия охраны здоровья обучающихся:
Учитывая проблему охраны здоровья детей и требования, предъявляемые к учебным занятиям в отношении учебно-воспитательного процесса, образовательный процесс в ДОУ построен так, чтобы дети не были перегружены занятиями. Об этом свидетельствует режим работы групп, учебный план, расписание занятий, организация образовательного процесса в соответствии с нормами СанПиН. Соблюдаются все гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей, предназначенные для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм воспитанников перегрузок, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса. Продолжена работа по рационализации организации учебного процесса: оздоровительные режимные моменты в организации занятий; исключение факторов, негативно влияющих на здоровье детей; составление расписания непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее чередование образовательных областей с высоким баллом по шкале трудности с областями, которые способствуют частичной релаксации воспитанников. Проводится анализ состояния здоровья воспитанников, регулярно оформляются статистические отчеты о состоянии их здоровья. В период повышенной заболеваемости (межсезонье) ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и сан.эпидем. службы ) комплекс специальных профилактических мероприятий: проф.прививки от гриппа; соблюдение санитарно-гигиенического режима; фитоциндо- терапия (лук, чеснок); витаминизация 3-х блюд (витамин С, отвар шиповника). В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки на свежем воздухе, физ. минутки), так и нетрадиционные формы оздоровления детей: полоскание горла; точечный массаж; дыхательная гимнастика; гимнастика после дневного сна; воздушные ванны; ходьба по массажным коврикам; гимнастика для глаз. По графику были проводятся профосмотры детей врачами-специалистами. Дети с выявленной патологией направляются на дальнейшее лечение.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме от 28.09.2021.pdf
На 01.08.2023 г. детей с ОВЗ и детей-инвалидов, нуждающихся в образовательных услугах по адаптированным программам, в МОУ детском саду № 273 нет.
В МОУ частично организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (см. паспорт доступности).
Оборудование территории, прилегающей к зданию организации, и помещений с учётом доступности для инвалидов:
оборудование входных групп пандусами (подъемными платформами) — есть;
наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов — нет (направлено обращение в Администрацию);
наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов — нет;
наличие сменных кресел-колясок — нет;
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации — нет.
Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими:
дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации — нет;
дублирование надписей знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля — да;
Тактильная мнемосхема для инвалидов по зрению — да;
возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) — нет;
наличие альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению — да;
возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому — нет;
наличие работников, прошедших необходимое обучение по сопровождению детей с ОВЗ — да.
Конвенция о правах ребенка.pdf
Конвенция о правах инвалидов.pdf
Приказ № 1598 об утверждении ФГОС обучающихся с ОВЗ.pdf
Приказ № 1599 об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальной отсталостью .pdf
Корпус 1 (ул.им. Качалова, 48 а)
Корпус № 2 (ул. им. Поддубного, 6 а)
Об оказании содействия в установке дорожного знака.pdf
Социальный кодекс Волгоградской области (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015г.).pdf
Перейти к официальному сайту ФГОС ОВЗ https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
---
О дорожном знаке Парковка Инвалиды.pdf
О дорожном знаке - ответ администрации Волгограда.pdf
Информация об оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Листовка Перечень услуг семьям, воспитывающим детей раннего возраста со сложностями в развитии
Полезные ссылки:
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области